Суббота, 25.03.2017, 22:39


/ГлавнаяМой профильВход

Вы вошли как Гость · Группа "Гости" · RSS

Логин:
Пароль:
[ Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
New Seers ( Новые Видящие) форум » Администрация (филиал Святой Инквизиции) » Вопросы, ответы, пожелания » Невежество в прошлом и в 21 веке
Невежество в прошлом и в 21 веке
КочевникДата: Воскресенье, 06.03.2016, 02:37 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 19439
Статус: Offline
Борьба с невежеством
Борьба с невежеством — процесс, идущий на протяжении всей истории человечества и связанный с накоплением знаний и доли свободно мыслящих людей. Обычно невежеству противопоставляется образованность, но это не совсем верно, так как образование, построенное на формальном заучивании чужих мыслей, сковывает разум и способно превратить свободного человека в раба. Невежество никогда не было побеждено, оно только принимало новые формы. Важно уметь вовремя распознавать невежество, не то будет поздно. Современные формы невежества таковы:
Умаление собственной и чужой личности:
Стадное чувство.
Рабская психология и/или злобно-трусливый лай/гавканье из подворотни.
Пресмыкательство перед властями.
Убеждение, что «правила» и «правильно» это одно и то же.
Уважение к богатству, деньгам, рейтингам и вообще к универсальным мерилам всего.
Вера рекламе.
Умаление собственных способностей:
Увлечение бюрократическим администрированием.
Неверие в собственное развитие.
Отсутствие здравого смысла.
Слепая вера в определённую идеологию
Умаление чужих способностей:
Претензия на понимание того, что такое «энциклопедичность».
Невнимание к мыслям умных людей.
Всезнайство.
Неверие в народную мудрость.

Проявления невежества

Проявления невежества бывают разными при различном уровне интеллектуального развития. Один из умнейших людей своего времени, Сократ, выразил это в афористической форме: «Я знаю, что ничего не знаю». Соответственно люди с более низким уровнем интеллектуального развития часто считают, что они знают всё или почти всё (и уж заведомо больше, чем основная масса других людей, которые при этом часто молчаливо приравниваются к «быдлу»). Этот феномен получил в народе название всезнайства, а страдающих этой болезнью называют всезнайками. Всезнайки обычно сами являются "быдлом". Частая иллюзия всезнаек: предполагается, что науке известно всё, а что науке неизвестно — не существует. Если они не находят понятие, которое с большой вероятностью знакомо наудачу взятому человеку с улицы, в научной или учебной литературе, то всезнайки объявляют это понятие несуществующим. Информация, содержащаяся в сказках, поговорках, пословицах, анекдотах и др., представляющая собой народную мудрость, ставшую частью культуры, игнорируется или объявляется всезнайками несущественной. Более сложно отношение всезнаек к авторским произведениям, но и здесь простой пересказ сюжета может выдаваться за «оригинальное исследование». Важный признак, по которому часто можно распознать всезнаек: они считают, что другие люди им что-то должны, в частности, должны раскрыть им глаза на их невежество (вспомним Сократа, которому его невежество казалось очевидным).
В прошлом невежество часто выступало в форме псевдорелигиозного мракобесия, не признававшего прогресса и достижений науки (подлинная религия не противоречит научному прогрессу, так как занимается миром "духовным", в то время как наука изучает материальный мир). В настоящее время, наоборот, начинает преобладать слепая вера в науку, обычно связанная с очень слабым пониманием научного метода и места науки в культурном багаже человечества. Расцветают и новые формы псевдонаучного и псевдорелигиозного мракобесия (например, оккультизм, нередко жонглирующий научной терминологией), наиболее яркие из которых достойны описания в статьях данной энциклопедии. Одной из форм современного мракобесия, является копирайт.

Методы борьбы с собственным невежеством
Каждый должен осознать, что при отсутствии активного противодействия невежеству, пучина энтропии может поглотить и его. Первоначально нижеследующие советы писались для участников Википедии, но полезны не только любому автору, но и каждому человеку, который хочет совершенствовать свой разум.
Методы борьбы с рабской психологией в себе:
отказ от культа своей личности
отказ от сравнения себя с кем-либо
ведение и пропаганда какой-либо творческой деятельности (хотя бы хобби)
отказ (хотя бы временный) от просмотра телевидения и чтения газет/журналов/бульварных книг (от потребления «продукции» всех масс-медиа вообще)
отказ от вредных привычек
изучение биографий известных революционеров и диссидентов
отказ от следования моде, её пассивное игнорирование, выработка во всём собственного стиля
спокойное и взвешенное отношение к любым благам
постоянный процесс обучения чему-нибудь полезному, чтобы поддерживать ум «свежим»
Методы борьбы с неуверенностью в своих силах:
составление ежедневного (еженедельного, ежемесячного, ежеквартального, ежегодного) плана действий и контроль (это важно) его выполнения
участие в какой-нибудь совместной работе
ответственность и рациональность при выполнении любой работы
отказ от умаления результатов своего труда, но и отказ от превышения их значимости
изучение или разработка какой-либо научной, философской концепции
активное оказание помощи своим ближним, по крайней мере, моральная готовность к помощи
Методы борьбы со всезнайством в себе:
выработка ясного понимания того, что в этом деле «спасение утопающих — дело рук самих утопающих»
активное участие в Википедии или каком-либо википроекте (при этом рекомендуется написание новых статей« с нуля», особенно на «проблемные» темы, по которым нет однозначного мнения в доступном учебнике (или «мурзилке»)
чтение сборников анекдотов, пословиц/поговорок, крылатых фраз, былин, сказок и последующее их осмысление (с ответом на вопрос — какова мораль прочитанного?)
изучение биографий и трудов учёных-энциклопедистов

Методы борьбы с невежеством на уровне государства
Государство, действующее в интересах народа, должно поставить борьбу с невежеством в число приоритетных задач. В современных условиях среди первоочередных государственных мер по борьбе с невежеством должны быть:
организация народного образования, воспитывающего разумных, свободных и нравственных людей, а не легко управляемых роботов
организация полезного народу радио и телевидения, свободного от рекламы и других форм «промывания мозгов»
организация сети бесплатных и доступных библиотек для разнообразных категорий читателей (включая интернет-библиотеки)
поддержка кружков для приобщения детей и молодежи к развитию и творчеству
финансирование выпуска полезных книг, перевод энциклопедий и других культурных ценностей в общественное пользование
финансирование музеев, картинных галерей, театров и других учреждений культуры.
либерализация законодательства в области авторского права

История борьбы с невежеством
Как правило, властям невыгодно бороться с невежеством народа. Причина этого в том, что в условиях бюрократического стиля управления невежественным народом проще управлять, и меньше вероятность потерять власть. Целенаправленной борьбой с невежеством в истории занимались только правительства циничных радикальных технократов, которые были готовы к человеческим жертвам и слому устоявшихся общественных отношений ради технического прогресса.
Борьбу с невежеством ставили своей основной политической целью деятели эпохи просвещения. Особое развитие это движение получило во Франции. Французские просветители ставили своей целью скорейшее уничтожение невежества в народных массах (увы, не без помощи гильотины). В качестве инструмента они придумали энциклопедию - тип книги невиданный до тех пор: книгу о всех областях человеческого знания, событиях, открытиях и людях живущих и покинувших этот мир. Итогом эпохи просвещения считается Великая французская революция.
Другим политическим течением, ставившим своей целью непримиримую борьбу с невежеством были большевики в России. Для этого они начали самую масштабную в мировой истории программу ликбеза - ликвидации безграмотности. С другой стороны, большевики боролись с религиозным невежеством (увы, подавляя при этом и наиболее развитые формы религиозной мысли) и сектантством, пропагандировали санитарно-эпидемиологические знания, достижения науки и техники. Основные культурные ценности были национализированы и переведены в общественное достояние. Просвещение было сделано важнейшей государственной задачей. Тем не менее, успех большевиков в этом деле был далеко неполным, поскольку борьба с невежеством служила у них, в основном, средством для более эффективной идеологизации общества с целью успешного строительства социализма, а чрезмерный индивидуализм в советском обществе, мягко говоря, не приветствовался.
Исторический опыт борьбы с невежеством показывает, что нужно избегать следующих негативных моментов:
уничтожения культурных и религиозных ценностей в процессе борьбы с невежеством
внедрения и распространения новых форм невежества вместо старых (это особенно опасно, так как новые формы невежества могут выглядеть гораздо привлекательнее старых)
подавления гуманитарных наук и гуманитарного образования технократами.
Высказывалось парадоксальное мнение, что именно значительное подавление невежества в позднем СССР сделало советский общественный строй не очень устойчивым. Будущим борцам с невежеством предстоит решить эту проблему. Один из возможных подходов — введение управления, основанного на принципах делократии.
Сейчас очевидной преградой на пути борьбы с невежеством является копирайт. Он ограничивает распространение полезных знаний, доступ к которым становится платным, и способствует распространению бездарных глупых учебников и "коммерческих" литературных и музыкальных ("попса") произведений.


Не зачем кому то учить нас магии, потому что на самом деле нет ничего такого, чему нужно было бы учится.Нам только нужен учитель, который смог бы убедить нас,какая огромная сила имеется на кончиках наших пальцев.
 
КочевникДата: Воскресенье, 06.03.2016, 02:48 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 19439
Статус: Offline
ВВС
Незнание — сила: как пропаганда формирует невежество
Некоторые крупные корпорации — а часто и отдельные люди — распространяют в собственных целях заблуждения или пытаются намеренно скрыть факты. У этой практики, как выяснила обозреватель BBC Future, даже есть название.
В 1979 году достоянием публики стала секретная служебная записка из табачной компании Brown & Williamson. Она была озаглавлена «Предложение по курению и здоровью» (Smoking and Health Proposal) и составлена десятью годами ранее.
В ней описывался целый набор приемов, применяемых табачными компаниями для борьбы с «антисигаретными силами».
В одном из наиболее любопытных ее разделов говорится о том, как нужно подходить к пропаганде: «Мы должны порождать сомнения, так как это лучший способ борьбы с „фактической базой“, которая сформировалась у людей в головах. Кроме того, это способ вызвать споры и полемику».
Это откровение привлекло внимание Роберта Проктора, профессора истории науки из Стэнфордского университета в США. Он начал изучать, каким образом табачная промышленность пыталась заставить людей усомниться в том, что курение связано с раком.
Проктор выяснил, что табачные фирмы — не желавшие, чтобы широкая публика знала о вреде их продукции — потратили миллиарды долларов на то, чтобы скрыть факты о влиянии курения на человеческий организм.
В ходе своих изысканий Проктор придумал название науки о намеренном культивировании невежества: агнотология.
Это слово происходит от древнегреческого слова agnosis («незнание») и термина «онтология» — этот раздел философии изучает фундаментальные принципы бытия.
Агнотология занимается исследованием сознательных действий по дезориентации и введению в заблуждение людей. Как правило, подобные действия нацелены на продажу продукта или на получение какой-либо выгоды.
«Я разбирался в том, как влиятельные отрасли распространяют заблуждения, чтобы продавать свои товары. Невежество — сила; агнотология как раз и занимается намеренным формированием невежества, — говорит Проктор. — Приглядевшись, я обнаружил целую секретную науку и подумал, что историкам стоит обратить на это внимание».
По словам Проктора, служебная записка 1969 года и приемы, применявшиеся табачной промышленностью, отлично иллюстрируют практический аспект агнотологии.
«Невежество — это не только отсутствие знаний о чем-то, это также и политический прием, сознательно применяемый влиятельными игроками, которые хотят, чтобы вы чего-то не знали».
Проктор привлек к своей работе Иэна Боэла, лингвиста из Калифорнийского университета в Беркли (США).
Новый термин они вместе придумали в 1995 году — хотя значительную часть своего анализа Проктор провел в предшествовавшие десятилетия.


Вопрос баланса

Агнотология не менее актуальна и в наши дни. К примеру, политические оппоненты американского президента Барака Обамы в течение многих месяцев пытались заставить избирателей усомниться в том, что он был американским гражданином с самого рождения — пока он в 2011 году наконец не предъявил публике свое свидетельство о рождении.
А в Австралии некоторые политические комментаторы провоцировали панику, сравнивая кредитный рейтинг страны с греческим — несмотря на находящуюся в открытом доступе информацию рейтинговых агентств о том, что эти две экономики существенно отличаются друг от друга.
Проктор поясняет, что семена невежества нередко распространяются под видом сбалансированной дискуссии.
К примеру, общеизвестно, что по любому поводу обычно найдется две противоположные точки зрения — но на основании этого факта нельзя делать рациональные выводы.
Именно с помощью такой тактики, приводя якобы научные доводы, табачная промышленность пыталась доказать, что сигареты не наносят вреда.
В наши дни аналогичным образом, вопреки свидетельствам ученых, заинтересованные лица пытаются отрицать воздействие человека на климатические изменения.
«Это „стремление к балансу“ позволило табачникам, а теперь и климатическим скептикам, утверждать, что на любой вопрос можно взглянуть с другой стороны, что якобы „эксперты не пришли к единому мнению“ — а это формирует искаженную картину правды и, следовательно, культивирует невежество», — говорит Проктор.
Он приводит пример: многие исследования канцерогенных свойств табака на начальных стадиях проводились на мышах.
А представители табачной промышленности заявляли, что результаты опытов на мышах не свидетельствуют о риске для человека — несмотря на очевидное ухудшение состояния здоровья реальных курильщиков.

Новая эра невежества
«Мы живем в мире радикального невежества, и вообще удивительно, что сквозь информационный шум пробиваются хоть какие-то крупицы правды», — считает Проктор.
По его словам, тот факт, что информация теперь общедоступна, не значит, что люди спешат воспользоваться этой свободой доступа.
«Есть, конечно, вопросы, верные ответы на которые получить очень просто — к примеру, при какой температуре кипит ртуть. Но багаж знаний в более обширных политических и философских темах нередко формируется у людей на основе веры, традиций или пропаганды», — замечает он.
Проктор обнаружил, что невежество эффективно распространяется при двух условиях: когда многие не понимают какую-либо концепцию или факт, и когда специальные группы влияния — коммерческие компании или политтехнологи — усиленно пытаются создать вокруг этого вопроса путаницу.
В случае с табаком или с климатическими изменениями особенно восприимчивыми к этому, пожалуй, будут слои общества, не имеющие научной подготовки.
Взять, к примеру, изменения климата. «Речь здесь идет не только о реальном наличии климатических изменений как таковых — а еще и о том, сотворил ли Бог Землю для использования человеком, имеют ли власти право накладывать ограничения на бизнес, нужно ли предоставить больше возможностей борцам за экологическую чистоту, и так далее. Дело не только в фактах, но и в том, что вытекает из этих фактов», — заявляет Проктор.

Думать своей головой
Еще один специалист, изучающий невежество — Дэвид Даннинг из Корнелльского университета в США.
Он считает, что интернет способствует распространению невежества: это площадка, на которой любой человек может выставить себя экспертом.
А это, в свою очередь, значит, что интернет представляет большой интерес для групп, желающих целенаправленно культивировать незнание.
«Конечно, есть умные люди, которые умеют извлекать пользу из всей той информации, которую сейчас можно получить за пару щелчков мышью. Но у многих других просто создается фальшивое ощущение осведомленности».
«Меня беспокоит не то, что мы потеряем способность формировать собственное мнение, а то, что сейчас его сформировать чересчур легко. Нам нужно обмениваться друг с другом информацией в гораздо больших объемах, чем мы считаем нужным».
«Окружающие люди тоже не идеальны, но их мнения зачастую оказывают большое влияние на корректировку нашего собственного, точно так же как наш личный — пусть и не идеальный — опыт помогает им исправлять их ошибки», — говорит он.
Даннинг и Проктор также заявляют, что в ходе нынешней американской президентской кампании сознательным распространением невежества активно занимаются кандидаты из всего политического спектра.
«В качестве очевидного текущего примера можно привести Дональда Трампа — он предлагает своим сторонникам решения, которые либо заведомо неосуществимы, либо неконституционны», — подчеркивает Даннинг.
Итак, хотя агнотология уходит своими корнями в золотой век табачной промышленности, в наши дни изучение методов распространения невежества становится все более актуальным.


Не зачем кому то учить нас магии, потому что на самом деле нет ничего такого, чему нужно было бы учится.Нам только нужен учитель, который смог бы убедить нас,какая огромная сила имеется на кончиках наших пальцев.
 
КочевникДата: Воскресенье, 06.03.2016, 03:01 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 19439
Статус: Offline
Штейнзальц А., Функенштейн А. Социология невежества
11. НЕВЕЖЕСТВО И РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ
Религиозная жизнь, как принято думать, связана с пребыванием человека
пред лицом чего-то неведомого, чего-то в известном смысле непознаваемого, и
это составляет часть религиозной жизни, согласно любым представлениям о ней,
- как тем, которые складываются изнутри, в рамках самой религиозной жизни,
так и тем, которые формируются снаружи, на основе тех или иных
социологических взглядов. Однако следует отличать неведомое, относящееся к
сфере мировоззрения, к сокровенно-мистическим аспектам бытия, от того
явления общественно-религиозной жизни, в рамках которого формируется разница
между знаниями, доступными для отдельных лиц, социальных слоев и различных
групп, принадлежащих к одной религии, и (а это непосредственно относится к
нашей теме) знаниями, которые должны оставаться недоступными. Мы
сталкиваемся здесь с намеренной преемственностью невежества, которая
временами базируется на утаивании информации от профанов, (уместно
вспомнить, что понятие профана сформировалось внутри религиозной жизни), а
временами достигается посредством дезинформации, когда те, кто имеет доступ
к информации (а к ним относятся люди, входящие в узкую группу наследников и
хранителей знания) не только скрывают тайны от непосвященных, но помимо
этого стараются, руководствуясь разными соображениями, распространять среди
невежд заведомо неверную или неполную информацию, и это является одной из
сторон иерархического бытия многих религий, как древних, так и современных.
Быть может, следует осветить эти вещи несколько по-иному.


Не зачем кому то учить нас магии, потому что на самом деле нет ничего такого, чему нужно было бы учится.Нам только нужен учитель, который смог бы убедить нас,какая огромная сила имеется на кончиках наших пальцев.
 
КочевникДата: Воскресенье, 06.03.2016, 03:02 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 19439
Статус: Offline
продолжение...

БИБЛИОГРАФИЯ
Peter L. Bereger and Thomas Luckman, "The Social Construction of
Reality", Penguin Books, 1973.
Karl Mannheim, "Ideology and Utopia", 1936.
Gordon Leff, Paris and Oxford Universities in the Thirteenth and
Fourteenth Centuries; an Institutional and Intellectual History",
Huntington, N.Y., R.E. Krieger Pub. Co., 1975.
"Medieval Thought; St. Augustine to Ockham", 1958.
"William of Ockham, The Metamorphosis of Scolastic Discourse", 1975.


Не зачем кому то учить нас магии, потому что на самом деле нет ничего такого, чему нужно было бы учится.Нам только нужен учитель, который смог бы убедить нас,какая огромная сила имеется на кончиках наших пальцев.
 
New Seers ( Новые Видящие) форум » Администрация (филиал Святой Инквизиции) » Вопросы, ответы, пожелания » Невежество в прошлом и в 21 веке
Страница 1 из 11
Поиск:

Переход на главную New Seers в Контакте











Locations of visitors to this page Яндекс.Метрика
Google+