Среда, 21.11.2018, 13:40


/ГлавнаяМой профильВход

Вы вошли как Гость · Группа "Гости" · RSS

Логин:
Пароль:
[ Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
New Seers ( Новые Видящие) форум » Эзотерика » Статьи НВ (Новых Видящих) » Эзотерика, Философия » Агни йога (наследие Рерихов)
Агни йога
ЕвгенияДата: Суббота, 26.03.2011, 10:01 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Заблокированные
Сообщений: 255
Статус: Offline
Рерих и рериховцы

Фамилия Рерих известна, похоже, всем. Большинство людей знают Николая Константиновича Рериха. Мне он был известен долгое время только как художник - с тех пор как лет пятнадцать назад в наш город привезли выставку картин Николая и Святослава Рерихов. Первое, что поразило - яркие, нереально чистые цвета. Красные, синие, фиолетовые горы, желтое небо. На голубом небе несколько белых мазков - снежная вершина. Как будто из мира выделена его самая чистая составляющая, экстракт красоты. Вот еще чуть-чуть - и это стало бы упрощением и украшательством, но нет - красота, на грани, на лезвии! Второе впечатление - картины отца и сына удивительно похожи, но это не выглядит как подражание. Просто чувствуется, что они похоже видят мир. Кроме того, ощущение было, что не все тут так просто. Не становился у меня в голове Рерих в один ряд с остальными художниками, ни с русскими, ни с зарубежными. Может быть потому, что многие его картины похожи на иконы, и изображено на них непонятное - восточные мудрецы в горах, огни, знаки...

В самом деле, живопись - не единственное занятие Николая Рериха. Он был ученым - изучал культуру и историю России, стран Центральной Азии, Индии. Вел общественную деятельность мирового масштаба: по его инициативе было разработано и подписано международное соглашение об охране памятников культуры и искусства - "Пакт Рериха". Получалось, что гениальным художником он является так, между делом, и главный интерес его жизни не в этом. Кроме того, ни живопись, ни общественная и научная деятельность Николая Рериха никак не связывалась у меня с существованием рериховских обществ, и тем более с упоминаниями о "рерихианстве" как о новой религии. Что это такое - рериховское движение и рериховское учение, на чем оно основано?

Учением Рерихов называют цикл книг под названием "Агни Йога" или "Учение Живой Этики". Книги эти были записаны женой Николая Константиновича, Еленой Ивановной Рерих. Именно записаны, так как считается, что тексты “Живой Этики” были переданы Елене Рерих духовными учителями Востока или махатмами. "Махатма" означает "великая душа". Так Рерихи и их последователи называют мудрецов, живущих в Индии и владеющих знаниями, важными для дальнейшего развития человечества. Вообще-то, об их существовании известно только от Рерихов, и еще от Елены Петровны Блаватской, которой они тоже передавали знания, изложенные ею в книге "Тайная доктрина". Об их общении с кем-либо еще из западного мира ничего не известно.

Тексты “Живой Этики” напоминают тексты древних священных книг - они сложно построены, много иносказаний, незнакомых терминов и понятий, слов, написанных с заглавной буквы. В них не содержится кратко и четко изложенной концепции или постулатов - их выводят уже толкователи.

Основная идея книг - эволюция человека и человеческого общества является частью эволюции Вселенной в целом. Эта эволюция является сознательным процессом и управляется "высшими силами", "космическим разумом". Человечество движется к осознанию своего единства с этим разумом, к осознанному развитию. В книгах говорится и о том, как нужно жить, чтобы следовать этому пути. Основные рекомендации - преодолевать эгоизм и невежество, приобщаться к науке и искусству, развивать в себе терпимость, занимать активную жизненную позицию.

Согласно “Живой Этике”, в основе мира лежит "тонкая" или "психическая" энергия, из которой состоит как "плотная" материя, так и мысли, душа. Е.И.Рерих пишет, что в будущем эта энергия будет изучена, и ее познание будет происходить через науку, а не через религию, как это было раньше. Фактически, предсказывается объединение науки, религии и творчества в единую развивающую систему.

Можно сказать, что “Живая Этика” - это обобщенное изложение восточных учений. Закон кармы, управляющий миром, единство человеческой души и абсолюта - эти и другие понятия давно известны из философии Вед и буддизма. А “Живая Этика” добавляет, что это - основа всех мировых религий, и различия между ними связаны лишь с наслоившимися на изначальное учение догмами. Восточные учения предстают не как дремучие традиции, которые были созданы в древности и только тогда были пригодны, а как руководство к действию в современной жизни. Сейчас идеи единения человечества, эволюции, космического разума можно встретить во многих эзотерических книгах, но именно Рерихи первыми перенесли восточные учения в Россию.

Существуют разные мнения о книгах “Живой Этики”: по интерпретации "официального представительства" Рерихов - Московского Центра-музея - это "синтетическое научно-философское учение". Однако, научным текстом эти книги точно нельзя назвать: наука в современном понимании - это то, что доказано на основе экспериментов, а “Живая Этика” была получена в результате духовного откровения, что само по себе уже совершенно ненаучное явление. Е.И. Рерих пишет, что саму науку в будущем ждут большие перемены: она будет исследовать не только плотную материю, но и явления духа. Возможно, когда-нибудь наука и выйдет за рамки рационального мышления, но пока что это будущее еще не наступило.

В рамки философии в ее академическом понимании “Живая Этика” тоже не укладывается. Классическая философия занимается вопросами познания, бытия, социального устройства - это ограниченный круг проблем, которые каждая философская школа решает по-своему. Философы не трогают, например, устройство космоса, а “Живая Этика” - очень даже. В общем, как-то охарактеризовать эти книги сложно - если не записать их сразу в полный бред, но это уж получается совсем неинтересно.

А вот деятели Русской Православной Церкви считают, что “Живая Этика” - это оккультное религиозное учение. Архиерейский собор 2 декабря 1994 г. засвидетельствовал, что "...язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Е.Блаватской, "Учение живой этики" с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви". По мнению церковников, Рерихи и последователи “Живой Этики” не могут быть христианами (каковыми те сами себя считают), так как в книгах отрицаются главные церковные догмы: воскрешение Христа, искупление всех грехов человечества посредством его смерти и тому подобное, и отрицается понятие Бога как личности. Короче, разные у православных и рериховцев понятия о сути христианства. Смешивать же “Живую Этику” с религией заставляет то, что она действует в той же сфере, что и религия - в сфере духа, но как-то помимо поклонения богу. Как и религиозные тексты, она дает рекомендации о том, как жить "правильно", но привязывает их не к воле личностного бога, не к возможному наказанию или поощрению с его стороны, а к универсальным законам развития Вселенной - таким, как они описываются в книгах. Разница довольно тонкая: личный бог или безличный абсолют - все равно это может восприниматься как нечто "над". Можно этой разницы и не увидеть. В книгах часто упоминается "Владыка Мира" - так Е.И.Рерих называет своего учителя, духовного лидера махатм, о нем говорится как о наиболее духовно развитой сущности на Земле. Почему к нему обращаются столь высокопарно и считать ли это поклонением - судить можно, только как следует разобравшись в текстах “Живой Этики”. Но что Учитель - бесспорный авторитет для всех, причисляющих себя к рериховскому движению - это точно. И поскольку Рерихи считаются прямыми наследниками и продолжателями линии Учителя, то воля и указания Рерихов практически священны для их последователей.

Но сами тексты “Живой Этики” настолько сложны и неоднозначны, что очень даже легко могут точно так же обрасти догмами и толкованиями, как и существующие религии. Кроме того, по замыслу Рерихов, тексты должны были публиковаться в строго определенной последовательности и в установленное время. Часть дневников Елены Рерих по ее указаниям должна была быть опубликована не раньше, чем через сто лет после написания, и, когда они раньше времени вышли в издательстве "Сфера", это привело к конфликту между Московским Центром-музеем имени Рериха и издательством, к обвинениям в предательстве и нарушении воли Рерихов. Спору нет, волю нарушать нехорошо, но неужели из-за такого случая может поломаться вся задумка Рерихов и их тексты не выполнят своей задачи, какой бы она ни была? Похоже, что они устроили все слишком сложно, поэтому и чувствуется здесь какой-то закос. Получается странная нестыковка: учение “Живой Этики” говорит о терпимости, единении, доброжелательности, и при этом среди его последователей нет ни того, ни другого, ни третьего. В России полно рериховских обществ, и МЦР поддерживает те из них, которые согласны с его политикой в отношении наследия семьи, и критикует тех, кто выступает за его свободное распространение, а те критикуют их в ответ за “диктаторство”. Все это до жути напоминает расколы христианства на конфессии: споры о форме, заслоняющие собой содержание. Впрочем, помогает это или мешает эволюции Вселенной - судить трудно. Лет через пятнадцать видно будет.

http://virtlib.odessa.net/people/rerikh/page_doc20.shtml


На войну пойти не с кем.
 
New Seers ( Новые Видящие) форум » Эзотерика » Статьи НВ (Новых Видящих) » Эзотерика, Философия » Агни йога (наследие Рерихов)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Переход на главную New Seers в Контакте











Locations of visitors to this page Яндекс.Метрика
Google+